Обществознание

 

Переход на главную страницу

 
 

Наши партнеры:

 

 

Культура поведения

и профессиональная этика

 

Реферат

 

Оглавление

 

1. Что из себя представляет культура человеческих отношений?

2. Поведение, выраженное в слове

3. Реальное поведение

4. Культурное поведение

5. Правила поведения

6. Профессиональная этика

7. Нравственное воспитание

 

 

Что из себя представляет культура человеческих отношений?

 

Каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-то поступки, действия по отношению по отношению к окружающим нас людям. В поведении проявляются особенности характера человека, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства.

 

У каждого человека есть характерный именно для него тон обычного настроения. В этом смысле мы даем характеристику тому или иному человеку: «жизнерадостный человек», «угрюмый человек», «легкомысленный человек» и т.п., хотя в каждом из этих случаев не исключаются ситуации отклонения в личном настроении в ту или иную сторону. Устойчивое настроение, его общий фон, присущий конкретному индивиду, распространяется на окружающих, что имеет принципиальное значение при комплектовании малых профессиональных групп (отряд космонавтов, команда подводной лодки). В других случаях это происходит стихийно, без каких-либо предварительных социально-психологических проработок. Если поведение отдельных членов коллектива не складывается в целостный социальный организм, то мы говорим о тяжелом морально-психологическом климате в коллективе.

 

Выделяют два вида поведения - словесное (вербальное) и реальное. Вербальное поведение - это наши высказывания, суждения, мнения, доказательства.

 

 

Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми, сила слова огромна (поэт Е. Евтушенко выразил это так: «Словом можно заcечь, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»). Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование.

 

Слово является регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. Недаром одним из элементов «семи искусств» обучающих программ античности и средневековья была риторика, наука об ораторском искусстве (и шире - о художественной прозе вообще), которая оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

 

Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, языке общения, которые облекается в язык культуры исторической эпохи или же какого-либо этноса на протяжении всей длительности его существования.

 

 

Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами.

Если совпадают этические знания и нравственное поведение, то это свидетельствует о высокой нравственной культуре личности.

 

Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т.п. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся».

 

Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе.

 

Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М.М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем.

 

Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека».

 

 

Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т.п.

 

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое должно быть культурным.

 

Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком случае следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, чем сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при опредмечивании памятников материальной и духовной культуры.

 

Культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

 

 

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

 

Так, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом.

 

Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.

 

 

Нравственное воспитание - процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Постепенно, со временем ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами поведения и взаимоотношений, использует правильное  поведение по отношению к людям, природе, к себе.

 

В результате нравственного воспитания у личности появляются  нравственные качества. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

 

Процесс становления личности и ее нравственной сферы не ограничивается возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь.

 

Есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам  необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

 

 

Переход к оглавлению